Граффити (часть 2)
История развития граффити, продолжение...
Сейчас подобная манера считается ребячеством, непростительным для настоящего мастера. Есть два более цивилизованных способа выяснения отношений. В одном случае конфликтующие стороны за определенное время (от нескольких часов до дня) должны "заполнить часть стены". Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой форме разрешения спора решающим фактором является не качество, а количество. Творцам отводится определенный участок в городе. Оговаривается время - обычно от недели до месяца. Кто сумеет "освоить" большую площадь, провозглашается победителем. И в том и в другом случае в качестве арбитра приглашается третий граффист или "
команда". О вознаграждении договариваются заранее. Чаще всего проигравший расплачивается с победителем красками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имя или подвергается физическому наказанию - почти символическому. Ритуал здесь важнее, собственно, насилия. Еще одно напоминание об извечном споре "
кто-кого?" - аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередко заканчиваются на "К" - "
kings". Это могут быть короли определенного стиля или жанра, городского района или линии метро и т.д. Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свой отпечаток и на "писательский" стиль. К примеру, так называемые "blockcusters" - огромные, "
квадратные" буквы, слегка наклоненные вперед или назад и исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие, будь то борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальной подземки. Делай - раз! Делай - два! и вот вам, пожалуйста : максимальный результат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучше соответствовали самой сути граффити этой эпохи первоначального накопления опыта - читай: "
тэггинга". Чье имя больше - тот круче. История граффити как искусства, как стиля началась с того самого момента, когда "писатели" вдруг осознали одну очень простую вещь : вывести свое имя "универсальными" буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но не мастерства и индивидуальности. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно : роспись муниципального имущества - при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало американских граффитистов поплатилось за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые "законные стены и дворы". Но официально разрешенных площадей на всех не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и "зоны нетерпимости", их примеру собираются последовать и в некоторых других городах. В борьбе лосанджелеская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые "копы", под видом британской съемочной группы, делающей фильм об уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие граффитистов поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейских подробнейшей информацией о своих излюбленных "объектов" и поставщиках краски, а также образцами собственных творений. Представители штата Нью-Гэмпшир недавно выступили в конгрессе с предложением наказывать уличенных в граффити "битьем деревянной палкой по голому заду". Но пока битье вроде бы остановлено. До неопределенных времен. В Филадельфии решили навалиться на крамольников всем миром. Составлен список "
самых опасных" граффитистов. В компанию активно включились фирмы-производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное искусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметно портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом - а значит и граффити - там воспринимаются как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетам самих граффитистов, примерно к десятой части уличных художеств приложили руку "крутые" парни, которые таким образом метят свою территорию. Которой вполне соответствуют и малохудожественные средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло словечко "
tagbanger" ( производное от "
tagger" и "
gangbanger" - так на сленге обзывают участников "групповухи"). Придумали его сами граффитисты, вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальные власти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так что юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не посвящать). В этом же, как считают граффитисты, кроется и ответ на часто задаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически не видно девушек? Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в свое время перебрались в Европу. Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффити в Великобританию, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то время как британские полицейские представляют себе типичного уличного художника, как "потерянного" подростка из малоимущей семьи, которому ничего в жизни не светит, все больше этих подростков находят себя в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разница между "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое плохо (и стало быть, преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсем иных критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываются курьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любому железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один граффист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил один его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит. Европа за последние годы заметно "
ограффитиласть". Уже говорят об итальянском и французском граффити. Вовсю красятся некогда братские Польша и Чехия. В Берлине дело поставлено на широкую ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А всякий проезжающий по территории Финляндии и Швеции может прямо из окна вагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупой скандинавский пейзаж. "Существует масса возможностей приложения твоего стиля - говорит Чу - британский мастер граффити, нашедший себя в дизайне компьютерных игр - Главное, чтоб он был создан искренне и со вкусом".
Небольшой Словарик по Граффити
-------------------------------------------------------------------
Beef - вражда, проблемы.
Blackbook, piecebook, sketchbook - альбом, в котором writer делает свои sketch'и.
Bomb (или throw-up) - бомба. Рисуется в экстремальном месте малым количеством цветов, причем очень быстро.
Bubble letter - стиль букв, где главное - мягкость и объёмность форм. Сейчас почти не используется.
Burner - особо яркий piece (по размерам и по цвету).
Вандалайзер - специальный маркер для тагинга.
Can (кэн, банка) - баллончик с краской.
Cap (капс) - насадка на баллон, регулирующая толшину, реже стиль линии. Делятся на male и female. У Male есть штырь, всовывающийся в баллон, female одеваются на штырь самого баллона. Male и female делятся на fat и skinny. Fat дают толстую линию, skinny - тонкую.
Crew (cru), team - команда writer'ов. Иногла туда входят b-boys и DJ'z.
Daim style - стиль, разработанный writer'ом DAIM. Стиль 3D, рисуется без outline, основной акцент ставится на тени.
Dope shit, sick, ill, cold, off tha hook, tha shit - "круто", "зашибись" и т.д.
Inline - внутренние линии, иногда заливка букв.
Filling - закраска внутри outlines (не включая деталей).
Outline - внешняя обводка букв (тени и т. д).
Piece - от masterpiece. Рисунок, отражающий стиль, умение, и дерзость writer'а.
Side-to-side - кусок, тянущийся по всей длинне вагона.
Sketch - набросок, эскиз. Бывает чёрно-белым или цветным.
Tag - подпись writer'а. Пишется краской или маркером в один цвет.
Taggers - те, кто занимается только простановкой tag'ов.
Top-to-bottom - кусок, рисованный во всю высоту вагона.
Toy - 1) неопытный человек в граффити; 2) человек, который в граффити не из любви к искусству, а по другим причинам. Он bite'ит, либо не желает развиваться.
To bite (байтить) - копировать чужой стиль. Презирается в среде граффити.
To bomb - бомбить. Бросать throw-up на стены, поезда и т. д.
To buff (бафать) - закрашивать, стирать куски (чаще всего городскими властями, работниками yard'ов, командами "анти-граффити").
To cross out - наложить свой кусок поверх куска другого writer'а. Считается актом неуважения.
To get up - идти бомбить, рисовать.
To hit - то же, что и get up.
To kill - сильно зарисовать стену, вагон...
To piece - рисовать рисунок (piece).
To tag (go taggin') (тагать) - оставлять свои tag'и.
Top-to-bottom side-to-side - то же, что и whole car.
Whole car - piece или throw-up на весь вагон.
Wildstyle - дикий стиль. Шрифт букв, в котором всё слишком перепутано, трудный, иногда невозможный для прочтения.
Writer - тот, кто рисует граффити и уже выработал свой стиль.
Yard, train yard - депо. Первоначально - депо для поездов подземки. Сейчас всё больше бомберов переходит на товарные поезда - freighes