Койнас. Все обо всем. Информационный портал.

webeer

New member
Регистрация
8 Авг 2011
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
0
http://koinas.vipcentr.ru

Койнас – название не русское. Даже по своему звучанию оно заметно выделяется среди остальных. Это слово из коми языка. В буквальном переводе оно означает “волки”. До современной территории Коми отсюда 45 километров по прямой и около 80 вдоль реки по дороге. Не столь уж дальнее расстояние, и наиболее естественно было бы предположить, что такое название села связано с пребыванием в этих местах коми-зырян. Здешняя округа, правда, в конце XV века входила административно в состав Коми края, но уже во второй половине XVI-го отошла к Кеврольско-Мезенскому уезду. Тем не менее, название Койнас – не единственное свидетельство связи с землёй Коми. Более чем очевидна перекличка названий Пысса – Кысса: одно на исторической территории Коми, другое – чисто русское поселение.

Что касается исторического населения этих мест, то издревле здесь жили племена чуди, народности некогда многочисленной и занимавшей обширную территорию. Это были племена мужественные и воинственные, но вместе с тем они обладали довольно примитивным уровнем жизни и быта. Жили они небольшими разрозненными группами, и жилищем для них были пещеры или глубокие ямы.

Первые поселения русских на Мезени относят к XV веку. Несметные богатства Севера – пушной зверь, ценные породы рыбы, продукты моря – ещё с давних пор привлекали в эти места новгородских ушкуйников и московских князей. Примерно с XVI века Мезенский край начинает активно осваиваться славянами, превосходящими коренную чудь как по численности, так и по уровню развития. В результате разрозненные чудские племена полностью растворились среди русского населения и перестали существовать как народность.

Койнас – одно из первых русских поселений в Лешуконии. Согласно архивным материалам, в 1554 году был открыт койнасский церковный приход. В XVII веке после Никоновской церковной реформы, спасаясь от преследования, в эти далёкие труднодоступные края потянулись многочисленные ряды раскольников-старообрядцев, поборников древлеправославной веры. По мере того, как их вытесняли и с этих мест, они уходили дальше, вверх по притокам Мезени, либо через волоки в бассейн соседней Печоры. Основывали там свои скиты, поселения. Таков, например, тот самый Великопоженский скит на Четласе. Или село Усть-Цильма на Печоре, одно из самых крупных старообрядческих поселений. На 10-километровке даже прорисована старая дорога (Печорский тракт), идущая в Усть-Цильму мимо Койнаса от соседнего села Усть-Кыма. И путь этот не короткий – километров 250 сквозь глухие леса. Пребывание в этих местах противников Никоновской реформы не могло не оставить своего влияния. Население мезенских сёл и деревень в своей массе всегда тяготело к старообрядчеству. По одной из версий, которую мне здесь довелось услышать, именно вследствие прохладного отношения к официальному Православию, по Мезени так мало сохранилось старых храмов. Возможно, отчасти и так. Но это только одна сторона. Такие места, оторванные от торных путей цивилизации и тем более связанные с древлеправославной верой, всегда отличались высокой духовностью, и старые традиции там блюлись особо тщательно. Село Койнас стоит на левом возвышенном берегу Мезени. Место очень красивое: река здесь разливается и выглядит достаточно широкой, метров 300-400. Противоположный берег низкий и лесистый, с великолепным огромным пляжем, песчаной отмелью. С другой стороны, сразу же за селом, череда живописных холмов, дальше лес.
 

j2me

Заблокирован
Регистрация
23 Апр 2009
Сообщения
24,449
Реакции
26
Баллы
0
Адрес
Архангельская область: доска, треска и тоска
Сверху