Начать нужно, наверное, с того вопроса, зачем вышка нужна вообще. Ну, в идеале. Во-первых,это, конечно же, знания. Основа для знаний несколько иного уровня, чем дают в школе. В теории(в теории), при получении высшего образования, знания, которые ты сам мог бы искать и искать по книжкам и интернетам - даются тебе специально обученными людьми, которые контролируют их усваивание. Плюс не дают увлечься заведомо ложными путями. Человеческая жизнь коротка, ни к чему в миллион первый раз изобретать то, что уже изобрели до тебя, но ты об этом еще не знаешь в силу узости кругозора, который, в идеале, и должны тебе расширить. Ну, для интереса, рекомендую пообщаться с выпускником, например МФТИ - спросить у него, дал ли ему вуз знания. Или, например, почитать в интернете про такой вуз, как MIT.
Далее - дают зачатки коллективной работы. Один в поле не воин, и это сущая правда. Есть, конечно, уникумы типа Джона Нэша - но на них ориентироваться глупо, это исключения из общих правил.
Следующий пункт - формирование определенного слоя населения. Подростки или древние философы могут и помечтать о том, что "все люди равны", но правильные пацаны давно уже в курсе, что "некоторые люди равнее". Высшее учебное заведение, помимо ума, призвано формировать что-то вроде "низшей элиты". Это, во-первых, источник хороших управленцев, в которых всегда дефицит. Во-вторых - источник хороших кадровых офицеров, в которых тоже дефицит. Тут распространяться сильно не буду, тему несложно развить простыми логическими умопостроениями. Иначе уйдем не в те степи.
Следующий пункт - учат методологии. Знания - штука обоюдоострая. Чем больше ты узнаешь, тем больше ты понимаешь, сколько же еще непознанного. И в ВУЗе, помимо прочего, должны еще обучать студентов грызть гранит науки самостоятельно, без чужих книжек и пинков преподавателя. Это, увы, самое сложное - освоившихся здесь получается очень, очень малый процент.
Вот, вроде общий обзор завершен. Но все это - в некоем теоретическом, идеальном ВУЗе. Теперь нужно бы перейти к нашим с вами реалиям.
Стремительная деградация населения и разрушения общества, происходящая последние 20 лет под властью барыг, привела к тому, что нынче почетно быть не ученым - почетно быть барыгой с золотой цепярой. Никого не волнует, что барыга ничего не создает, а лишь сгребает под себя чужое - главная задача основной массы населения нынче - жрать поплотнее, и чтоб корыто покрасивше, и хлев потеплее. Комменты в этом треде наглядно это демонстрируют. Есть такое понятие, как "уровень жизни" - и вот он в нашей с вами стране стремительно продолжает падать.
А так как мало ученых - то мало и преподавателей. Да и преподавательский состав теперь массово коррумпирован, и, как и остальная часть общества - продолжает деградировать.
Вывод из всего этого напрашивается сам собой - высшее образование - штука необходимая, каждому, кто хочет чего-то добиться, и кто не склонен мерять баблом все в жизни. Но в нашей с вами стране оно уже почти разрушено, от некогда здоровенного и мощного материка остались жалкие островки - и пока есть шанс, рекомендую им воспользоваться.
У наших детей его уже, скорей всего, не будет.